Игорь Речка » 11 мар 2009, 01:21
Интереснейшая статья про "столбики" и российскую компанию Росгейм
Выдержка:
В 2005 году мэр Москвы Юрий Лужков потребовал ограничения игорного бизнеса. Его возмущение вызвали не столько казино, сколько вертикальные игровые автоматы, появившиеся в большинстве столичных магазинов. Впрочем, пыл градоначальника объясняется просто: "столбики" создали конкуренцию сетям "Вулкан" и "Джекпот", которые контролируются московским правительством.
Из 40 000 игровых "столбиков", установленных в России, около 30% выпустила компания Rosgame . Ранее она приучила россиян развлекаться, пытаясь при помощи кран-машины вытаскивать из ящика мягкие игрушки.
Владельцы компании Rosgame вызывают недоверие у иностранцев. Слишком молодо они выглядят. Когда лет пять назад Максим Дырин и Евгений Матвейчук вели переговоры с одним из крупнейших дистрибуторов игровых автоматов, английской Eurocoin, англичане как бы в шутку заметили, что Дырин и Матвейчук, скорее всего, подставные лица, а не владельцы компании. "Все иностранные партнеры говорят, что в России игровой бизнес принадлежит мафии, а мы подставные лица. И только со второй или третьей встречи начинают нам доверять. Даже в России не верят, что мы сами построили бизнес", – говорит Максим Дырин.
Инноваторы.
Евгений Матвейчук и Максим Дырин приехали в Москву из российской глубинки в 1994 году. Максим родился в столице Мордовии Саранске. Там же окончил физико-математический лицей. Евгений приехал из города Ярцево Смоленской области. Оба поступили учиться в Государственную академию управления (сейчас – Государственный университет управления) имени Серго Орджоникидзе. Оба выбрали специальность "маркетинг". Евгений к тому времени не знал, что это такое, а Максим уже успел прочитать Котлера.
"Мы сразу начали общаться. Сблизило то, что мы оба иногородние и к тому же ровесники, – рассказывают бывшие однокурсники. – Как у всех студентов, у нас не хватало денег, поэтому мы и занялись бизнесом".
Спустя два месяца после начала занятий студенты уже зарабатывали деньги: возили на Черкизовский рынок обувь, продавали сигареты у метро, торговали в Лужниках. "Нас всегда тянуло на инновации, – вспоминает Максим. – Были интересны те продукты, которые стоили недорого, но о которых можно было сказать, что они обладают высокой ценностью. Например, средство для удаления накипи с утюга. Условно говоря, нам оно обходилось в 10 копеек, а продавали мы его за 5 рублей. Получалось 5000% прибыли". На втором курсе студенты зарегистрировали компанию "Группа Фамакс".
Однажды летом 1996 года друзья ехали на пригородной электричке купаться в Люберцы. Их внимание привлекли торговцы индийским заживляющим кремом Boroplus. Несложный подсчет показал, что от одной остановки до другой в вагоне было продано крема на $20.
"Так как мы находились в постоянном поиске заработка, то запомнили эту идею, перемножили минуты на доллары и вычислили, что таким образом можно зарабатывать около $500 в день, – вспоминает Максим. – Это если одному торговать. А если построить сеть?"
Студенты закупили крема на $100, а продали за $500. Затем в Ярцеве, родном городе Евгения, вывесили объявление о работе. Быстро наняли 24 человека, купили им билеты до Москвы и разместили в общежитии одной из строительных компаний. Так возникла сеть продаж. Одновременно у ребят работали до 60 человек из разных городов, приезжали даже из Белоруссии. "Мы занимались этим ровно два месяца. С точки зрения прибыльности наш товар оказался одним из самых лучших, – рассказывает Максим Дырин. – Мы уже хотели ехать в Индию договариваться о прямых поставках, и даже собирались зарегистрировать в России марку Boroplus на себя. В среднем доход составлял $1000 – 1500 в день". Самым удачным оказалось Казанское направление. Тогда ежедневно на электричках ездило более миллиона человек. За два месяца студенты заработали около $60 000. Большую часть этих денег Максим и Евгений "инвестировали в самих себя", то есть в "красивую жизнь". Антон Щепетов, тогда сосед по общежитию, а ныне директор сети магазинов "Шатура Мебель", вспоминает: "Когда у ребят появились деньги, они накупили разной техники, и мы все могли ею пользоваться. Дружно тогда жили".
Удовлетворив тягу к бытовой технике, друзья заинтересовались заморскими странами. За $10 000 второкурсники купили путевки на Канарские острова, взяли такую же сумму на карманные расходы и улетели отдыхать. Но по возвращении в Москву их уже ожидали "братки". Одну из пригородных линий "держала" ОПГ, которая решила отобрать бизнес, напрямую работая с продавцами. Студентов вызывали на "стрелки", Максима вообще чуть не выкинули из окна общежития парни спортивного вида. Примерно две недели бандиты контролировали бизнес ребят. У Максима и Евгения нашлись друзья в милиции, благодаря которым рэкетиров в итоге арестовали. Однако за две недели криминального контроля продавцы разбежались, и сеть пришлось восстанавливать заново. Однако бизнес в электричках просуществовал после этого всего четыре месяца. То, что не смогли разрушить бандиты, уничтожили конкуренты. Заживляющий индийский крем пользовался большим спросом, и вскоре его стали привозить многие мелкооптовые компании. Они-то и обрушили цены.
Арабский старт.
В ноябре 1997 года Максим и Евгений попробовали продавать игрушки "Тамагочи", но мода на них быстро прошла. К тому времени капитал партнеров составлял около $10 000. В январе 1998-го на Ореховом бульваре в торговом центре, где находилась одна из точек реализации "Тамагочи", они обратили внимание на кран-машину. Вокруг аттракциона толкалось много людей, пытавшихся извлечь мягкие игрушки из стеклянного бокса с помощью нехитрого приспособления.
"Коммерческий директор торгового центра рассказал нам, что каждый день эта машина ценой в $3000 приносит 1500 рублей, – вспоминает Максим Дырин. – Но, по нашим подсчетам, аппарат стоил примерно $800 и давал $250 в день. Оказалось, мы угадали правильно".
Сделав такие расчеты, молодые люди решили заняться игорным бизнесом. Через несколько дней Максим поехал в Арабские Эмираты, услышав, что это один из центров мировой торговли. В Эмиратах он познакомился с русскими, перевозившими в Россию Toyota Land Cruiser. Они свели его с местным предпринимателем из Дубая, компания которого собирала кран-машины.
Первой сделкой стала покупка пяти комплектов кран-машин по $700. Под честное слово Максим оставил арабу $2000 и уехал в Москву. "Мне наши русские сказали, что если араб дал честное слово, то сдержит его или отдаст руку на отсечение, – рассказывает Максим. – Я ему еще должен был перевести из России $1500, что и сделал по возвращении".
Комплекты кран-машин молодые предприниматели получили без схем и инструкций, поэтому собирали их методом "научного тыка" в небольшой квартире на Варшавском шоссе. Объявление о продаже кран-машин под торговой маркой "Осьминожка" ребята решили дать в справочнике "Товары и цены". "Главный редактор пообещал нам, что если мы оплатим объявления сразу за два месяца, то он откроет рубрику для игорного бизнеса", – вспоминает Евгений Матвейчук. При себестоимости кран-машины в $1500 ее продавали за $3000. Кроме того, за полгода Максим и Евгений установили в московских магазинах около десяти собственных автоматов. Одно устройство окупалось максимум за месяц, минимум – за пять дней.
"Полгода, до кризиса 1998 года, мы чувствовали себя уверенно, – рассказывает Максим. – Женя поехал на Тайвань, чтобы начать прямые поставки. Мы приобрели первые 15 комплектов кран-машин и несколько других аппаратов стоимостью $3500. Но уже в августе "Ист-Лайн" сильно поднял цены. Перевозка партии обошлась в общей сложности в $7000". После кризиса спрос на новые кран-машины полностью пропал, и партнеры решили заняться эксплуатацией оборудования, которое привезли на продажу. К середине 2000 года Максим и Евгений развернули сеть из 150 игровых аппаратов в 20 городах России и некоторое время занимались ее поддержкой. После того как спрос вновь начал "оживать", ребята возобновили сборку кран-машин. Для этого в НИИ пластмасс они арендовали комнату площадью 60 кв. м. Правда, продавали аппараты уже не по $3000, а $1500, но спрос рос так быстро, что через полтора года партнеры ежемесячно выпускали по 200 кранов. Теперь уже под новым именем: на смену легкомысленной "Осьминожке" пришел Rosgame . Постепенно производственные площади расширились до 500 кв. м., но никаких ярких перспектив у этого проекта не просматривалось. "Это был вялотекущий процесс,– рассказывает Максим Дырин. – И тут мы увидели аппарат "столбик".
"Путеводный столбик".
Аппарат стоял на Люблинском продуктовом рынке. Максим вернулся за фотокамерой и тщательно отснял новую конструкцию. "За мной погналась бабушка, которая там меняла деньги, пригрозила почему-то сотрудниками ФСБ, – вспоминает Максим. – И я подумал: значит, это моя звезда, мой шанс".
"Столбик" – игровой аппарат, на котором могут одновременно играть до четырех человек. В отличие от клубных игровых аппаратов "столбик" устанавливается на улице и в магазинах, алгоритм игры проще. По подсчетам Дырина и Матвейчука, такой одиноко стоящий аппарат должен давать максимальную прибыль до $15 000 в месяц. Но ни его описания, ни чертежей не было. Надо было все разрабатывать заново. По объявлению в газете нашлись специалисты из "оборонки", которые взялись сконструировать аппарат. "Раньше эти люди занимались разработкой ракет, а теперь работают у нас", – говорит Максим. Первые платы для "столбиков" Rosgame тоже паяли радиотехники из "оборонки". Заказ на серийный выпуск этих устройств компания разместила в холдинге "Прософт". Первые модели работали неважно, но тем не менее их сразу же раскупали. В августе 2002-го начались продажи отлаженных серийных аппаратов, и к концу года оборот компании вырос с $300 000 до $2 млн.
В течение всего 2003 года компания увеличивала объемы производства, заняв 30% площади НИИ пластмасс. "Столбик" в 2003-м продавался по $3500 – 4000, при этом его себестоимость составляла $1200 – 1300. В месяц компания сбывала по 500 штук. За оборудованием Rosgame выстраивались очереди: на "столбики" записывались за три месяца вперед, на игровые аппараты – за полтора, на кран-машины – за две недели.
Рынок дешевых аппаратов рос так быстро, что с конкурентами Rosgame практически не сталкивалась – места хватало всем. Компания "Белатра" производила платы для видеоавтоматов с денежным выигрышем ("слоты"). "Уникум" продавал западные устройства, а компания "Рио" делала автоматы на основе плат производства украинской компании "Экстрема".
Тот год стал для Rosgame переломным: компания, достигнув оборота $12 млн, заняла свое место в нише отечественных производителей игровых аппаратов. "Многие старожилы тогда вообще не рассматривали их как серьезных конкурентов, – вспоминает один из совладельцев компании "Честная игра" Александров Ленков. – Знали, что есть два парня, которые собирают кран-машины. Мы не очень хотели развивать направление "столбов". Оно хоть и являлось супердоходным, но было нацелено на бесконтрольный бизнес. А Rosgame всю ставку в период быстрорастущего рынка сделала на них".
Русская психология.
Выручка Rosgame за 2004 год в четыре раза превысила показатели 2003-го. Компания получила $27 млн от продажи оборудования и $23 млн от сдачи в аренду и эксплуатации аппаратов. " Rosgame в последнее время развивается очень резво и многогранно, – делился впечатлениями генеральный директор ТД "КСИ". – У них правильная агрессивная рекламная политика".
Что такое Rosgame .
Год основания: 2000.
Учредители : Максим Дырин, Евгений Матвейчук.
Специализация: игорный бизнес.
Целевые рынки на 2006 – 2008 годы: Россия, страны СНГ, США (индейские казино), Латинская Америка, Восточная Европа.
С Уважением...
Игорь Речка