isackklark » 11 сен 2015, 20:06
На самом деле, вопросы о "чае" (как его следует выдавать, по какой системе, минимум и максимум, расходы изымаемые из "чаевого фонда", слухи о воровстве и т.д.) очень интересны и заслуживают более подробного рассмотрения.
Все, что мною написано ниже вынесенно исключительно из личного опыта и если в вашем игорном заведение начисление "чая", построения категорий персонала или система работы иная, то прошу меня сильно не критиковать. В данном вопросе я не претендую на истину в конечной инстанции и предлагаю ознакомиться с моими выкладками скорее в качестве развлечения или дополнения к вашим знаниям.
За основу возьмем некое "идеальное казино" с устойчивым стаффом, где никто не болеет, не ошибается, не прогуливает, нет переработки, отсутствуют доп.смены, овертаймы, хаузоффы и парттаймы (кстати надо открыть отдельную тему посвещенную противостоянию стороников английской системы делопроизводства в казино и тех кто предпочитает все перевести на родной для него язык, всячески высмеивает англофилов, убеждены, что игорный дом, это исконно отечественное, русское изобретение и вообще поддерживает нашего производителя).
Мы рассмотрим казино где начисление "чая" идет с 1-го по 30 (31) число (в некоторых местах он начисляется подекадно), под "чаем" подразумевается то денежное вознаграждение которым клиент одаривает работника персонала (мы априори игнорируем, то есть не учитывает официантов, шеф-баров, ресепшен, пиар-менеджеров, операторов CCTV, кассу, охрану, техперсонал, кухню, горничных и наших, горячо любимых, менеджеров). "Чай" получают маниранеры (ранеры или "бегунки"), дилера, инспектора и лентяи... ой! питбоссы.
Наш стафф состоит из 150 дилеров (5 смен по 30 человек), 10 ранеров плюс 15 пит-боссов и выдача "чая" осуществляется по пойнтовой системе. В каждой смене наличиствует:
3 пит-босса (13 пойнтов чая или сокращенно 13 pip)
2 инспектора (ins),(10 piр)
6 дилер-инспекторов (d/i), (8 pip)
10 дилеров (d - 1), (7 pip)
10 дилеров (d - 2), (6 piр)
8 дилеров (d -3), (4 pip)
4 тренинг-дилера (d/t), (3 pip)
и наконец 2 ранеров (3 pip).
Итого : 287 пойнта на смену или 1435 pip на все казино (считал в уме, могу ошибиться).
-
Ещё раз оговариваюсь, та система которую я рассматриваю может совершенно не походить на то в какой вы привыкли работать. В некоторых казино принята другая кастовая раскладка категорий (так называемые классы от 1 и до... или наличиствуют подклассы ввиде дилер-инспектор 1, 2, 3). Возможно у вас касса, ресепшен, видеонаблюдение, и даже охрана получает 1-3-4 пойнта "чая". Некоторые могут несогласиться с количеством пойнтов, к примеру я будучи d -2 имел 7 pip, но скорее это связано с тем как я усиленно лизал зад начальству, а не с тем какой я был невъебенный дилер.
Так что вся разница состоит в количестве pip на смену или на конкретную категорию и сумме чая, а не в самой системе.
Предположим в "чаевой фонд" казино за месяц поступило 100 тысяч $, общая сумма pip нашего заведения равняться 1435 пойнтов, делим 100.000 на 1435 и получаем.
100.000/1435=69,68...$ на pip.
Сейчас сделаем еще отступление и попробуем из "идеального казино" вернуться к более приземленному. Думаю остаток в виде 68 центов скорее всего останется на кассе (сумма сразу уменьшилась до 99,015$), также следует вычесть опоздания, невыходы на работу без уважительной причины, переплаты и недоплаты, сон в зале (ха... в стаффе любой дурак выспится, а вы попробуйте в зале полном гостей), еще некоторые дилера ухитряються получить лишь 50% от первоначальной суммы, так что для экономии здесь раздолье. По опыту финансового менеджера могу сказать, сумма всех штрафов составит от 20 до 30 %, мы же возьмем среднее, 25 % от чаевого фонда останется нетронутым (к выдаче уже только 75.000$). И наконец последнее - переработка, она составит всего 5 %, это расход и её следует прибавить к 75%. Итого к выдаче 80.000$ (если честно 79.015$, но это я уже округляю).
Остаток ввиде 20 тысяч будет лежать в сейфе на кассе, такие регулярные наполнения через несколько месяцев могут составить уже "второй чай", и вот тут начинается самое интересное.
Прежде чем начинать считать следующую сумму нужно определиться с вопросом - должен ли быть максимальный и минимальный пойнт. Конечно любой дилер в праве потребовать всю сумму к выплате, если в кассе накопилась сумма равная еще одному "чаю" будьте добры выдать её, и он прав. Но одновременно с этим бывает и обратная ситуация, в случае если сумма чая на пойнт выходит незначительной дилера требуют (требуют - это я погорячился, ласково просят) увеличить количество пойнтов или установить минимальную планку, например минимум 50$. Получается персонал изначально необъективен и ищет выгоду в любом случае. Как поступает менеджмент, чаще всего одновременно устанавливает обе планки (к примеру минимум 40$ pip, а максимум 65$, поверьте, иногда за эти 15$ загораються нешуточные страсти), и периодически награждает персонал 70$ (но если честно, лично я с таким не сталкивался).
Следующий момент, в результате, из-за излишков "чая" на кассе накопилась уже солидная сумма, иногда это происходит буквально за полгода, что с ним делать.
Конечно часть его идет на компенсацию в те месяцы, когда "чая" мало, но тут многое зависит от позиции учредителей казино. Представьте, вы хозяин заведения и у вас на кассе болтается неучтенная капуста, ну как неучтенная, вы то про нее знаете, но менеджмент уговаривает вас про нее забыть. Но хозяин вы, и эти самые менеджера ваши наемные работники. Это всего лишь один нюанс, а есть еще управляющий, который должен обновить оборудование, починить служебный автобус, выделить деньги на подарки на Новый год, да и новогоднюю вечеринку для персонала организовать нужно (а ведь пьяные дилера хуже фашистов, обязательно будет драка). Это все чистые расходы которые надо обосновывать перед вышестоящими, ну как тут быть? (Бааа... да ведь на кассе есть излишек...), получается этот "чай" возвращаться к персоналу но уже не напрямую, и опять же многое зависит от чистоплотности управляющей компании.
Хотя чего вам дурить голову, игры с излишком денег так или иначе это манипуляция с "нулевой суммой", и соблазн слишком велик, иногда эти деньги просто исчезают (намек на "Орион").
Если говорить о достоверно известных мне случаях исчезновения или невыплаты "чая" то сразу приходит в голову ситуация в Ритц паласе, году так в 2012 при турецком менеджменте (почти все они покинули Казахстан и можно открыто называть их имена), чаше всего именно этот случай выдают за воровство, но есть ли смысл называть его так... решайте сами.
(вот такой вот я оригинальный тип, не воровал, не участвовал, но почему-то, также как и с "Принцем" именно в это время там работал и обо всем знаю)
В определенный момент в результате эффективного управления в кассе казино практически не осталось денег. Когда говориться практически не осталось денег, значит был полный ноль и выплачивать было нечем. Логично, что хозяина нужно ставить в курс, казино необходимо закрывать, ждать пополнения в кассу или просто рассчета и увольнения. Однако хозяину заведения на персонал было наплевать и он четко дал понять что рассчитывается ни с кем не собирается, буквально было сказано - разбирайтесь сами (и тогда, и сейчас этот человек, бывший высокопоставленный чиновник, обладает властью и возможностью творить все что угодно).
Находясь в подобных обстоятельствах в светлую голову менеджера смены Алексея У. (на данный момент он работает в Белоруссии) пришла идея. Выплачивать выигрышь из "чаевого фонда" персонала. Генеральный менеджер (Сырхат) согласился, расчет был простой, пан или пропал. Действительно, кризис удалось миновать, казино не закрылось и работало дальше, но проблемы начались когда подошел срок выплаты "чая". Как вы уже понимаете, хозяин денег на "чай" давать отказался, с кассы брать было нельзя, дилера кипят.
Сырхат через питбоссов доводит до сведения персонала, что сейчас выплаты чая небудет, придется подождать до зарплаты, а уже выплатив зарплату следующий "чай" будет в двойном размере.
Конечно, логично выглядит дилерам объявить забастовку и не выходить в зал, но в этом казино уже было 2 забастовке и бунтарей Сырхат просто увольнял без рассчета с блэк-листом, на данный момент одно из действующих заведений на Капчагае активно практикует подобные угрозы в своем репертуаре (в ритце на тот момент вообще работали восновном бесправные нерезиденты, Бишкек к тому времени закрылся). Проходит месяц, казино работает, зарплата со скрипом но выдается, выдается текущий чай, а вот тот чай который был не выдан так и остался висеть в воздухе. Через год, от прежнего состава осталось всего ничего и когда менеджмент поменялся, турки ушли, пришли местные, брать на себя этот долг уже никто не собирался. Логику управляющей компании поменявшей Сырхата тоже можно было понять, они приняли все долги, пустую кассу, липовую отчетность, но от этого чая отказались.
Вот такая блин история, вроде никто этот исчезнувший чай в свой карман не ложил, сделано все из лучших побуждений, да и хозяин не должен выдавать чай из своего кармана, но с другой стороны тех денег невернуть и пострадали, как обычно, простые дилера.